Енотик Кузя (enotik_kyzia) wrote in freebie_crimea,
Енотик Кузя
enotik_kyzia
freebie_crimea

Category:

Херсонес Таврический.

В удобной бухте юго-западного побережья Крымского полуострова, в районе современного Севастополя, в середине V века до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской был основан Херсонес Таврический. Многовековая история полиса тесно переплетена с историей взаимоотношений государств античного и средневекового периода. Став связующим звеном на пути «из варяг в греки» Херсонес прожил долгую жизнь, испытав взлеты и падения. На его улицах побывали византийские солдаты и хазарские воины, русско-варяжская дружина князя Владимира и степняки хана Ногая. Здесь был процветающий город с уникальными сооружениями: дворцами, театрами, храмами. Даже руины Херсонеса поражают своим величием.

«Какая святая земля. Даже страшно ступать по ней.
Во всей России нет места более древнего и священного».

Сергий Булгаков.

Решением ЮНЕСКО историко-археологический заповедник «Херсонес Таврический» занесен в сто самых выдающихся памятников мировой культуры.

==История==

Собор Св. Владимира в Херсонесе | Херсонес Таврический

По преданию основанию полиса предшествовало предсказание Дельфийского оракула. В первом веке Плиний Старший пишет: «на самом перешейке полуострова Гераклея — Херсонес, которому дарована свобода римлянами; он раньше назывался Мегарикой и был самым блестящим пунктом на всем этом пространстве, благодаря сохранению греческих обычаев». За многовековую историю он сменил несколько названий — Херсонес, Херсон, Корсунь, Керсона, Сары-Кермен.



Поселения греков появлялись там, где была возможность регулярной торговли с местным населением, обеспечивавшей сбыт аттических товаров. Херсонес был расположен на пересечении морских путей. Основным товаром вывозимым из Крыма был хлеб, выращиваемый местным населением, а также скот, мед, воск, соленая рыба, металл, кожи, янтарь и рабы. Херсонес торговал с Ионией и Афинами, городами Малой Азии Гераклеей и Синопой, островной Грецией, откуда ввозились металлические изделия, керамическая и стеклянная посуда, мрамор, предметы роскоши, косметические изделия, вино, оливковое масло, дорогие ткани, украшения. Его экономическое процветание обуславливается близостью, как к степному Крыму, так и к малоазиатскому побережью. И если в первые годы основания Херсонес был небольшим поселением, то уже через сто лет это крупный центр античного государства, город-полис. Он становится центром территориального государственного образования, владевшего землями на Гераклейском полуострове и в северо-западном Крыму, включившего в свои владения Керкинитиду (Евпатория) и Калос Лимен (Черноморское). Осваиваются плодородные земли равнинных районов, где выращивается хлеб и виноград.

На вторую половину IV—III в. до н. э. приходится максимальный расцвет экономики и культуры Херсонеса. К этому времени в Крыму усиливается Скифское государство, со столицей Неаполь в центре полуострова. Скифские цари ведут многочисленные войны, стараясь забрать в свои руки хлебную торговлю в Крыму. Не надеясь на собственные силы, в 179 году до н.э. херсонеситы заключают договор о военной помощи с царем сильного Понтийского государства, возникшего на южном побережье Черного моря в результате распада империи Александра Македонского.

И когда в 110 году до н. э. скифам удается завоевать Керкиникиду и Калос Лимен и осадить столицы Херсонеса и Боспора, царь Понта Митридат VI Евпатор, посылает на помощь одного из своих лучших полководцев. Большой флот с шеститысячным десантом гоплитов, под командованием Диофанта высаживается в бухте Херсонеса. Узнав об этом, скифский царь Палак заключает союз с царем сарматского племени роксоланов Тасием. Греческий географ и историк Страбон писал в своей «Географии»: «Роксоланы воевали даже с полководцами Митридата Евпатора под предводительством Тасия. Они пришли на помощь Палаку, сыну Скилура… Роксоланы числом около 50000 человек не могли устоять против 6000 человек, выставленных Диафантом, полководцем Митридата, и были большей частью уничтожены». После победы у Пантикапея, Диафант вытесняет скифов с Керченского полуострова и вместе с херсонесским и боспорским войсками, после восьмимесячной осады берет столицу скифов Неаполь. После нескольких попыток вернуть столицу, Палак погибает при штурме Неаполя. Вмешательство Митридата спасло Херсонес, но полис потерял свою самостоятельность и вместе с Боспором был включен в Понтийскую державу. Почти весь Крым становится зависимым от Митридата VI Понтийского, платя дань в виде громадного количества хлеба и серебра.

Базилика в Херсонесе и крымское море | Херсонес Таврический

Политика Митридата, направленная на усиление племен Северного Причерноморья, постоянные войны с Римом, не устраивали высшую знать Херсонеса и Боспорского царства. В Фанагории произошло восстание, перекинувшееся в Херсонес. Преданный своими войсками и собственным сыном, Митридат в 63 году до н. э. покончил с собой. Его сын Фарнак II становится царем Боспора, заключив кабальный союз с Римом, он получает за это Херсонес.

Воспользовавшись гражданской войной в Римской империи, Фарнак решил восстановить бывшее царство своего отца и в 49 году до н. э. отправился в Малую Азию возвращать себе понтийский престол. Здесь у города Зелы произошло сражение, о котором Юлий Цезарь написал в донесении Сенату Рима: «Veni, vidi, vici» — «пришел, увидел, победил». В 45—44 году до н. э. Фарнак терпит поражение, а Херсонес отправляет в Рим посольство и получает от Цезаря элевтерию — независимость от Боспорского царства. С этого времени Херсонес объявляется свободным городом и подчиняется только Риму.

Во второй половине I века скифы, объединившись с сарматами, начали серьезно угрожать независимости Херсонеса. Для защиты города в 63 году в гавани Херсонеса появились корабли Мезийской эскадры — в город прибыли римские легионеры. Под их защитой окрепший Херсонес налаживает торговые отношения со скифской столицей Неаполем и местным оседлым населением. Значительно увеличивается снабжение городов Римской империи хлебом и продовольствием. С 46 года Херсонес чеканит свою монету с буквами «XEP» и словом «свободный». Он становится типичным римским провинциальным центром, тесно связанным политическими, экономическими и культурными связями с Римской империей, что сказывается на всем облике его культуры. По описанию Константина Багрянородного, херсонесцы оказывают императору Диоклетиану помощь в борьбе с пантикапейским царем Савроматом и расширяют, будто бы, свои владения до Чатырдага, неоднократно занимая Пантикапей.

В середине III века в Северное Причерноморье пришло древнегерманское племя готов. Уничтожив все скифские поселения степного Крыма вместе с Неаполем, они образовали Крымскую Готию. Херсонес, в котором находился римский гарнизон, весь IV век оставался морским и стратегическим центром Римской империи в Крыму. Постепенно Крымские готы начали переходить на службу Римской империи, получая денежное вознаграждение, через посредничество Херсонеса.

Боспорское царство, собрав армию из кочевых племен, живших в Приазовье, попыталось захватить имперские земли в Малой Азии. По приказу римского императора войска Херсонеса в 293 году захватили оставшуюся без серьезной защиты столицу Боспора, благодаря чему римляне смогли закончить мешавшую им войну, а Херсонес освобождается от налогов и получает большие льготы. Происходят еще две херсонесско-боспорских войны, в результате которых Боспорское царство теряет свое былое величие. Херсонес же напротив настолько окреп, что смог отстоять свою политическую и экономическую свободу в период Великого переселения народов в IV и V веке. Выгодное географическое положение, постоянный сбыт продуктов виноградарства, рыбы и соли, развитые ремесла обеспечивали стабильность херсонесской экономики. Появилась возможность содержать сильную армию и иметь мощные оборонительные сооружения.

После раздела Римской империи в конце IV века полис входит в сферу влияния Восточной Римской империи. Византия, заинтересованная в удобном стратегическом расположении Херсонеса, оказывает городу политическую и материальную помощь, содержит его тысячный военный гарнизон. К концу IV века греческие города-государства в Крыму были разграблены и уничтожены неоднократными гото-гуннскими вторжениями. Только Херсонес остается главным опорным пунктом Византийской империи на Крымском полуострове весь V и начало VI века. Византийцы именовали Херсонес — Херсоном, который выполнял посреднические торговые функции по снабжению молодой империи хлебом и продовольствием, вывозимом из Причерноморья и степного Крыма.

В VII веке на полуостров вторгаются хазары. И хотя Херсонес отстоял свою независимость, город, в связи с постоянными набегами, переживал упадок. И только когда между Византийской империей и Хазарским Каганатом был заключен договор, Херсонес был присоединен к Византии. Многие годы он служит местом ссылки опальных византийских чиновников, светских и духовных.

К середине X века печенеги, захватившие Крымский полуостров, и получив отпор у стен Херсонеса, становятся посредниками в торговле между Херсонесом и Древнерусским государством. Император Константин Порфирородный в трактате «Об управлении империей» писал: «племя названных печенегов соседствует с областью Херсона. Это племя занимается торговлей с херсонитянами и отправляет поручения их и царя в Россию, Хазарию, Зихию и прочие тамошние страны, получая, разумеется, от херсонитов условленное вознаграждение за такую службу, смотря по свойству услуги и положенному на нее труду, по продаже шелковых тканей, перевязей, муслина, бархата, перца, красных парфянских кож и других подобных вещей».

К этому времени складывается путь «из варяг в греки». Начинаясь у берегов Балтийского моря, он выходил к Черному Морю. Русской торговле нужны были опорные пункты на этом пути, чем и становится Херсонес. Через него на Русь попадали шелковые ткани из Венеции, Турции, Египта и Сирии, металлы и драгоценные изделия, пергамент, через него же Русь вывозит меха, кожи, воск, мед, моржовую кость. Русь все более и более связывает свою жизнь с многовековым Херсонесом, охраняя и ведя большие торговые предприятия с ним. Херсонесские купцы проникают на далекий север Балтики, а через Киев и Галич в Западную Европу.

В 988 году, в Херсонесе происходит внутренний мятеж, поднятый византийским военачальником Вардой Фока. По просьбе византийского императора киевский князь Владимир Святославович подавляет мятеж, рассчитывая получить за помощь в жены византийскую царевну Анну. Военную помощь приняли, но красавицу царевну не отдали. Осенью 989 года Владимир осадил и взял штурмом Херсонес Таврический, объявив, что это предупреждение перед походом на Константинополь. Неприступная двадцатипятилетняя принцесса со свитой прибыла в Херсонес. И тут, согласно «Повести временных лет», произошло чудо: Владимир ослеп и прозрел лишь тогда, когда крестился. Здесь же, в Херсонесе, состоялось венчание Владимира и Анны. После женитьбы он возвращает город Византии и уходит назад в Киев. С этого времени Херсон (Корсунь в древнерусских летописях), тесно связан с Киевской Русью, которая в это время становится активной силой в Северном Причерноморье. Он играет заметную роль и в русско-византийских отношениях.

После захвата и разорения крестоносцами Константинополя в 1204 году, могущество Византии ослабело, и торговля на Черном море оказалась в руках венецианских, а затем генуэзских купцов. Торговые пути перемещаются в Восточный Крым, и хотя Херсонес является в это время самым большим городом Крыма, начинается упадок его экономики.

Приход в Крым татар, и нападение на юг полуострова турок, самым катастрофическим образом отразилось на жизни Херсона. В 1399 году главой Золотой Орды стал главнокомандующий ее войсками эмир Эдигей. Он совершает поход на Крым, во время которого грабит и сжигает многие города, в том числе и Херсонес. Разрушенный город больше не смог восстановиться. Около середины XV века его окончательно покидают жители. Гордое имя города на время было забыто, турки называли его Сары-Кермен (Жёлтая крепость).

Новая жизнь Херсонеса-Херсона-Корсуня началась в 1827 году, когда здесь были предприняты первые археологические раскопки, которые с перерывами ведутся вплоть до настоящего времени. Именно благодаря самоотверженному труду нескольких поколений отечественных археологов и историков, можно познакомиться с историей и культурой этого уникального центра человеческой цивилизации, который образно называли Русской Троей.


==Городище==

Раскопки археологов открыли миру город, который на протяжении многих веков являлся крупным центром Северного Причерноморья. Эпохи разных культур своеобразно отразились в архитектуре города, такого многослойного культурного пласта нет больше нигде. Облик Херсонеса неоднократно менялся. При смене религий и правительств античные сооружения уничтожались, на месте разрушенных построек и часто из их остатков возводятся христианские церкви, баптистерии и часовни, жилые дома, лавки, мастерские.

Город окружали мощные оборонительные стены с круглыми и прямоугольными башнями. Стены толщиной 3—5 метров, сложены из больших, тщательно обтесанных камней. Плиты уложенные без раствора, насухо, служили панцирной облицовкой стены, пустое пространство между ними забутовывали мелким камнем или щебнем, смешанным с глиной. Центральное место в обороне города занимала огромная круглая башня с диаметром 23 метра — башня Зенона. Первоначальный диаметр башни — 8 м, но, учитывая важное стратегическое положение, ее неоднократно перестраивали и укрепляли. Внутри ее были найдены расписные надгробия, разнообразные архитектурные детали, в наружном поясе ее кладки — плита, с надписью 488 г. в честь византийского императора Зенона.

«Самодержец Кесарь Зенон, благочестивый, украшенный трофеями величия и славы, доказал щедроту и благочестие свое как всем подвластным ему городам, так и нашему городу, пожаловав из городских пошлин верных ему баллистрариев с тем, чтобы деньги были употреблены на постройку стен, служащих для защиты города. И мы, благодарные граждане, поставили сию надпись в вечное воспоминание его царствования. Построена башня в правление светлейшего комита Диогена, лета 521 индикта 14».

Вход в город преграждала падающая металлическая решетка — катаракта и массивные двухстворчатые ворота. Створки ворот запирал деревянный брус. Ворота и стены много раз перестраивались, так как город расширялся, меняя линию обороны.

Характерной чертой планировки города было ритмичное расположение продольных и поперечных улиц. Сетка прямых улиц делила город на одинаковые прямоугольники небольших кварталов. Ширина всех продольных улиц 6,5 м. поперечных — 4,5 м. Кварталы состояли из трех-четырех домов, обращенные к улицам глухими стенами и высокими оградами. Комнаты и хозяйственные помещения освещались через окна и двери, выходящие во двор. Войти внутрь двора можно было через единственную неширокую калитку. В домах обычных граждан — две-три жилые комнаты площадью 9—11 кв. м, кухня с открытым очагом, столовая-трапезная, кладовая и одно-два производственных помещения. Усадьбы же херсонесской знати строились как маленькие крепости из больших каменных блоков, с высокими башнями со стенами двухметровой толщины и высотой 10—12 м. Они не только защищали от разбойных налетов, но могли выдержать и непродолжительную осаду.

Городище и колокол в Херсонесе | Херсонес Таврический

В портовом районе Херсонеса раскопан жилой дом-усадьба XIII века, позволяющий представить образ жизни городского крымского населения. Центром усадьбы был двор размером 35 квадратных метров, что составляло около 30 процентов от общей площади. Вокруг двора с трех сторон были расположены жилые и хозяйственные постройки. От улицы двор отделялся толстой и высокой стеной, в которой была одностворчатая дверь шириной в один метр. Выход на улицу был только со двора, а не из дома. Там же находились печь, колодец и мусорная яма. Сам жилой каменный дом был двухэтажным, на каждом этаже имелось по две комнаты размерами 30 квадратных метров каждая. В комнатах стояли столы, стулья, кресла, сундуки. Устройство и обстановка помещений были очень комфортабельны для жизни.

Главная улица идет от главных ворот, по гребню мыса, до крепостной стены на обрывистой стрелке мыса. Слева от главной улицы в северо-восточном районе Херсонеса монетный двор. Его стены сложены насухо из крупных тщательно отесанных плит. В одном из помещений во время раскопок найдены остатки плавильного горна, отходы бронзолитейного производства и 43 заготовки для монет. Все его помещения расположены по сторонам двора, обрамленного колоннадой из 26 колонн.

Жители Херсонеса и ближайшей округи занимались земледелием, виноградарством и скотоводством. При раскопках города найдены жернова, ступы, пифосы, тарапаны — площадки для выжимки винограда, виноградные ножи изогнутой формы в виде дуги. Было развито гончарное производство, строительное дело.


==Государственное устройство Херсонеса==

Херсонесское государственное устройство было создано по типу греческого города-государства со строгим демократическим характером. Верховная власть принадлежала народу и выборному совету. Высшими законодательными органами в Херсонесе являлись Совет, готовивший декреты, и Народное собрание, утверждавшее их. Членом совета, магистрата и жрецом мог быть всякий, достойный народного избрания. Важнейшие вопросы народное собрание принимало на центральной площади — агоре. Здесь же горожане отмечали общественные празднества, сюда стекались участники и зрители религиозных церемоний.

Народное собрание Херсонеса в первый период существования полиса выполняло функцию утверждения решений Совета, но также и обладало законодательной инициативой. В его состав входило все взрослое мужское население Херсонеса в количестве 2000—2500 человек.

Народное собрание решало вопросы о даровании прав и привилегий иностранным гражданам, о чествовании своих сограждан и, как мы полагаем, внешнеполитические проблемы.

Кроме народного собрания и Совета в Херсонесе существовали магистратуры.

В античный период в Херсонесе был очень популярен культ богини Девы. В городе существовал храм богини, и при нем находились жрецы, которые также занимали должность царя-эпонима. Они посвящали Деве алтари и свои статуи. Простые жители полиса посвящали богине различные предметы, в том числе вотивные колонны и алтари. В храме Девы практиковалась инкубация — священный сон.
==Строения Херсонеса==

Присутствие в Херсонесе римлян, стремившихся к созданию максимального комфорта, привело к строительству водопровода, проведенного от источников, расположенных за 8—9 км от Херсонеса, у Караньских высот. Это давало возможность строить большие общественные бани — термы. Помимо парилен и бассейнов с горячей и холодной водой, строили галереи и залы для отдыха и бесед, площадки для гимнастических упражнений. На площадях, у театра и терм устроены были так называемые латрины — туалеты с проточной водой. Почти в каждом дворе колодец, высверленный в известняковой скале, куда стекала дождевая вода.

Очень хорошо сохранился античный театр, сооруженый в III в. до н. э. До трех тысяч горожан заполняли его скамьи во время представлений. В римское время его приспосабливают под цирк. На орхестре против центрального прохода стоял жертвенник — фимела, сверху возвышался каменный помост для выступления актеров, над ним здание, в котором артисты переодевались, и на фоне которого шло представление. В нем и сейчас идут представления.

Арена цирка в Херсонесе | Херсонес Таврический

В северо-восточном районе Херсонеса находился религиозный центр средневекового города. Там открыли самую крупную в Крыму трехнефную базилику (длина 50 м, ширина 22 м). Пол центрального нефа вымощен мраморными плитами, в боковых помещениях мозаикой. С юга к базилике была пристроена длинная узкая галерея. Перед храмом широкий двор с крытыми галереями по бокам и фонтаном в центре. Чуть южнее сохранилось здание, может быть, дом священника. Оно соединялось с базиликой крытой галереей. Из двора базилики лестница вела к крестообразному зданию с купольным сводом — баптистерию (крещальня). Стены его сложены необычно: ряды камней чередуются с рядами плоского кирпича. Каждую ветвь креста внутри здания завершает полукруглая ниша — эдикула. В центре крещальни — купель, представляющая собой бассейн, облицованный мрамором. Вода в него шла по трубе из второго, наружного бассейна и сливалась в канал под полом. Стены внутри баптистерия декорированы мраморной облицовкой и фреской, а купольный свод мозаикой — золотые звезды на темно-синем фоне.

Херсонесская Базилика в Крыму | Херсонес Таврический

Большинство херсонесских базилик к концу X века были разрушены. На их месте построены небольшие скромные церкви и часовни, по одной-две в каждом квартале.

В 1850 г. на месте предполагаемого крещения князя Владимира был основан небольшой монастырь, а через три года освящена скромная церковь святой Ольги, которая была разрушена во время войны. В 1892 году на месте храма, построен Владимирский собор по проекту архитектора Д. И. Гримма.

Старая фотография собора Св. Владимира в Херсонесе | Херсонес Таврический

Во время Великой Отечественной войны собор Св. Владимира очень пострадал: рухнул барабан с куполом, провалилось перекрытие между первым и вторым ярусами, треснули стены, исчезли мраморные ступени внутренних лестниц, почти полностью пропала живопись. В настоящее время храм восстановлен.

Собор Св. Владимира и развалины Херсонеса. | Херсонес Таврический

На берегу моря между двух каменных стен висит большой медный колокол, отлитый в Таганроге в 1778 году из турецких трофейных пушек. На нем изображены святые Николай и Фока — покровители моряков. Во время Крымской войны вывезенный французами из Севастополя, через 60 лет был обнаружен в соборе Парижской Богоматери. Французский президент Пуанкаре, заинтересованный в улучшении отношений между двумя странами, распорядился вернуть колокол в Севастополь. Его благополучно доставили в Херсонес и подняли на звонницу рядом с Владимирским собором. После ликвидации монастыря колокол был установлен на берегу моря, чтобы предупреждать в тумане проходящие корабли о близости прибрежных скал.

Херсонесский колокол | Херсонес Таврический

Табличка на колоколе Херсонеса | Херсонес Таврический

В здании бывшего Херсонесского монастыря находится музей. В античном и средневековом залах собраны коллекции эпиграфических памятников, произведения искусства, ремесленные изделия и орудия труда, предметы быта жителей города. Там же находиться высеченная на плите «гражданская присяга херсонесцев».

Гражданская присяга херсонесцев.

Клянусь Зевсом, Землею, Солнцем, Девою, богами и богинями олимпийскими и героями, кои владеют городом и землею, и укреплениями херсонаситов: я буду единомыслен относительно благосостояния и свободы города и граждан и не предам (ни) Херсонеса, ни Керкинитиды, ни Прекрасной гавани, ни прочих укреплений, ни из прочей земли, коею херсонаситы владеют или владели, ничего никому, ни еллину, ни варвару, но сохраню народу херсонаситов; и не нарушу демократии и желающему предать или нарушить не дозволю и не утаю вместе (с ним), но заявлю городским демиургам; и врагом буду злоумышляющему, и предающему, и склоняющему к отпадению Херсонес или Керкинитиду, или Прекрасную гавань, или укрепления и область херсонаситов; и буду служить дамиургам и членам совета как можно лучше и справедливее для города граждан; и ... народу охраню и не предам на словах ничего тайного не еллину, ни варвару, что может повредить городу; и дара не дам и не приму ко вреду города и граждан; и не замыслю никакого неправедного деяния против кого-либо из граждан не отпавших и замышляющему (не дозволю и не утаю ничего ни с кем), но заявлю и при суде подам голос по законам; и в заговор не вступлю ни против общины херсонаситов, ни против кого-либо из граждан, кто не объявлен врагом народу; если же я с кем-либо вступил в заговор и если связан какою-либо клятвою или обетом, то нарушившему да будет лучше и мне, и моим, а пребывающему — обратное; и если я узнаю какой-либо заговор, существующий или составляющийся, то заявляю демиургам; и хлеб вывозной с равнины не буду продавать и вывозить в другое место с равнины, но (только) в Херсонесе. Зевс и Земля, и Солнце, и Дева, и боги олимпийские, пребывающему мне в этом (т.е. соблюдающему эту клятву во всех ее пунктах), да будет благо и самому, и роду, и моим, а не пребывающему — зло и самому, и роду, и моим, и да не приносит мне плода ни земля, ни море, ни женщины, да не (благорождают прекрасных детей)…»

Профессор В. В. Латышева, переведшая присягу считает, что этот памятник «имеет громадное значение не только для пополнения наших сведений о древнем Херсонесе, но и для греческих государственных древностей вообще».


Tags: крым, россия, севастополь, херсонес таврический
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments